Гоночный класс- тримаран 4,5 кв.м. Вооружение: шлюп-стриж. Штатное комплектование байдарки Колибри не предусматривает
парусного вооружения. Имеются только две петли на переднем шпангоуте в
кокпите /шпангоут № 5/ для установки мачты 30 мм. Парусное вооружение,
изготовленное самостоятельно, включает следующие элементы:
- мачта Æ45 мм, длина 4,5 м, составлена из трёх отрезков дюралевой трубы,
- основной парус /грот/площадью 3,8 кв. м, высота по мачте 4 м,
ширина по гику 1,9 м. конструкция -однослойный стриж с мачтовым
карманом,
- гик 2 м, цельная дюралевая труба,
- передний парус /стаксель/ площадью 0,7 м при длине по штагу 2,8 м и ширине в галсовом углу 0,5 м.
Мачта устанавливается на степс/дюралевый коробчатый профиль 30 х 20 мм, связывающий флортимберсы шпангоутов № 3 и № 4и дополнительного мидельшпангоута/ при помощи вырезанного из трубы Æ50 переходника и растягивается парой топовых вант и парой топовых штагов. Ванты и штаги составлены из металлического троса Æ2,5 мм с капроновыми снижениями.
На форштаге, заданном за форштевень, поднимается стаксель,
служащий, главным образом, для центровки судна и выполнения поворотов.
Предусмотрена постановка дополнительного стакселя с галсовым
углом,закрепляемым к шпангоуту № 5 через отверстия в деке.
Грот пошит из одного слоя плащевой ткани типа "сафари", гик
-односторонний, прямой, крепится к мачте через пройму в мачтовом
кармане грота при помощи верёвочного гика-галса. Парус рассчитан на
работу с изогнутой мачтой.Изгиб достигается набиванием гикагалса и
может регулироваться на ходу при обезветренном парусе. Предусмотрено
рифление грота, для чего нижний треугольник собирается и подвязывается
риф-сезнями к гику и парус опускается вниз по мечте.При этом грот
превращается в классический бермудский треугольник.
Парусное вооружение дополняется шверцево-поплавковым устройством,
которое превращает байдарку в тримаран. Два поплавка, изготовленные из
надувных брёвен для плавания, и два шверца крепятся к единственной
поперечной балке, в качестве которой используется салютовское весло,
укороченное путём обрезания труб у лопастей.Поплавковая балка
установлена в миделе байдарки, закрепляется двумя полуобушками,
пропущенными через комингсы кокпита, и подкрепляется дополнительным
мидельшпангоутом замкнутой конструкции. На балку возле бортов
надеваются деревянные шверцы. Шверцы при ширине 0,2 м имеют длину около
0,9 м,фиксируются точёными дюралевыми фланцами, через которые проходит
балка, и могут поворачиваться вокруг ее оси.
Поплавки крепятся к лопастям весла-балки при помощи поплавковых
стрингеров. Каждый поплавок образован надувным бревном, заключённым в
чехол из синтетической рогожи. Путём соответствующего раскроя чехла
оконечности поплавков заострены. По верхней части чехла пришиты карманы
для двух параллельных стрингеров. В качестве стрингеров используются
лыжные палки. Концы их сводятся друг с другом за счёт упругого изгиба,
чем достигается жёсткость конструкции. К лопастям вёсел стрингеры могут
крепиться болтами, но более надёжным и удобным оказалось крепление
вязальной проволокой (алюминиевая Æ3 мм).
Ориентация поплавков по курсу и по дифференту фиксируется специальными
снастями (ватерштагами): носовая и кормовая оконечности поплавков
оттягиваются соответственно к носу и корме байдарки регулируемыми
капроновыми (Æ 3-4 мм) или проволочными (Æ 1 – 1,5 мм) тяжами.
Переоборудованию подверглось также рулевое устройство. Штатное
перо руля слишком мало по площади и неэффективно ориентировано. Оно
было заменено на вертикальную дюралевую пластину, примерно равную
площади пера байдарки Салют.Но и это перо, по-видимому, недостаточно.
Дополнительно к штуртросам за румпель закреплена двухметровая составная
дюралевая трубка (Æ20 мм), проходящая по
левому борту до поплавковой балки. При движении под парусами удобнее
управлять рукой, а не ногами, которые не чувствуют реакции руля на
управляющее воздействие.
Штатный фартук Колибри закрывает кокпит внатяг, оставляя только
круглые вырезы с брюканцами для двух членов экипажа. Это не позволяет
размещать рангоут и такелаж. Поэтому от фартука мы отказались, а для
защиты от заливания волнами был изготовлен надувной фальшборт. Он
окружает кокпит почти по всему периметру (кроме кормового обреза) и
состоит из четырёх детских брёвен для плавания, заключённых в чехлы из
синтетической рогожи (аналогично поплавкам). Чехлы в свою очередь
крепятся к штатным кнопкам фартука, для чего к чехлам подшита планка
кнопочной застёжки от штатного фартука. Кроме защиты от заливания
надувной фальшборт создаёт дополнительную аварийную плавучесть судна.
Ещё некоторая часть дополнительной плавучести создаётся
подкильсонным баллоном: Два бревна для плавания вкладываются в чехол и
слегка поддуваются подсунутыми под кильсон собранной байдарки. Это
позволяет втугую обтянуть оболочку и облагородить обводы судна, что
должно привести к уменьшению сопротивления корпуса и увеличению высоты
борта.
Поскольку весло в качестве поплавковой балки обладает
недостаточной прочностью, конструкция подкреплена вант-пирсами:
укосинами, идущими от места крепления гика на мачте к лопастям балки.
Таким образом балка с вант-пирсами, мачтой, штагом и передними
ватерштагами составляет жёсткую пространственную ферму.
|