|
Сравнительный тест байдарок
Строение каркаса
"Маринка" Каркас "Маринки" состоит из четырех шпангоутов (передний и задний шпангоуты заменены поперечными и вертикальными распорками) и продольного набора, представленным монокильсоном, одним поясом стрингеров, привальным брусом и фальшбортом. Шпангоуты имеют две вертикальные стойки, смещенные в стороны от центра, увеличивающие жесткость конструкции и служащие для крепления трубки фальшборта (фальшборт притягивается к стойке шпангоута болтами). Трубки шпангоутов профилированы и имеют овальное сечение. Все стыки трубок шпангоутов выполнены очень качественно, без задиров. Крючки для крепления шпангоута к кильсону - металлические. Кницы выполнены из пластика черного цвета и имеют различное строение: кницы для крепления привального бруса незамкнутые, с центральным металлическим шипом, который вставляется в отверстие на привальном брусе; кницы для крепления стрингера имеют замкнутое кольцо, в которое вставляется трубка стрингера. В целом, кницы выглядят вполне надежно, а из отзывов пользователей "Маринки" можно сделать вывод, что пластик книц практически никогда не ломается. Единственный спорный момент в строении кницы - это наличие шипа. Учитывая то, что при сборке байдарки кница привального бруса находится в непосредственной близости от надувных элементов шкуры, возможно повреждение баллонов шипом. На наш взгляд, для обеспечения стыка кницы с привальным брусом достаточно было бы и просто закругленного стержня (не такого острого, как имеющийся в настоящее время шип). Продольный набор "Маринки" имеет одну характерную особенность - кильсон представлен одной массивной толстостенной профилированной трубкой (в отличие от большинства байдарок, у которых кильсон выполнен из двух труб). Кильсон состоит из двух сегментов, стыкующихся при сборке замком оригинальной конструкции. Стыковка кильсона благодаря замку производится быстро и практически без усилий, может выполняться одним человеком. Вместе с тем, именно длина сегментов кильсона обуславливает длину упаковки "Маринки". Кильсон - самая длинная деталь в наборе "Маринки", из-за этого упаковка и имеет такую большую длину (см. выше). Нам представляется, что техническое решение с такой длинной деталью нельзя признать оптимальным - значительно более удобно разбирать байдарку на несколько мелких деталей, чем на две-три длинные части. Вместе с тем, сложно представить себе разобранный на четыре части монокильсон - он просто не будет обеспечивать необходимой жесткости каркаса байдарки. Стрингера и привальные брусья байдарки представлены трубками, в центре байдарки стыкующимися между собой выдвигающимися застежками (аналогичными тем, что используются на "Таймене"). Трубки привального бруса имеют отверстия для шипов книц. Вызывает удивление способ крепления стрингеров к вертикальным распоркам носовой и кормовой сборки - одна стенка трубки широко просверлена, и стрингер крепится к стойке болтом, проходящим только через одну стенку трубки. Совершенно очевидно, что такой способ крепления резко ослабляет конструкцию соединения, поскольку при резком воздействии на него головка болта может вырвать стенку стрингера (подобное повреждение было описано на тритоновских катамаранах "Аргут, где трубки рамы соединяются похожим образом). Видимо, разумнее было бы спрессовать стенки стрингера в начальном отделе и через обе стенки трубки стрингера провести фиксирующий болт.
 Способ крепления стрингеров к вертикальным распоркам носовой и кормовой сборки |
 "Замок" кильсона |
 Кницы для крепления привального бруса |
 Кницы для крепления стрингеров |
 Носовая сборка каркаса. Видна горизонтальная распорка |
 Замок кильсона в закрытом состоянии |
 Внутренний объем байдарки. Видны 2-й и 3-й шпангоуты, монокильсон |
 Способ крепления фальшборта к стойке шпангоута |
 Кормовая часть байдарки - вид изнутри. Видны обе распорки |
 Вид из заднего "очка" байдарки вперед - пространство грузового отсека, 3-й шпангоут |
 Носовая часть байдарки - вид изнутри. Видны горизонтальная и вертикальная |
"Снаряжение" Каркас байдарки "Снаряжение" представлен шестью шпангоутами и продольным набором, включающим в себя нижний мидельвейс, кильсон из двух труб, два пояса стрингеров, привальный брус, фальшборт и верхний мидельвейс. Обращает на себя внимание большое количество продольных элементов каркаса. Фактически, трубки продольного набора идут друг за другом с промежутком в 10-12 см. Причина такого технического решения очевидна - байдарка "Снаряжение" является исключительно каркасной и не имеет ни одного поддувного элемента. Вместе с тем, известно, что каркасно-надувных байдарок обводы обуславливаются в большой мере именно поддувным элементом борта, который формирует ровный выпуклый наружный контур дна. Большое количество продольных элементов у "Снаряжения" в сочетании с использованием жесткого пенополиэтилена, проложенного под оболочкой байдарки, позволяет создать выпуклые обводы дна даже без использования баллонов, а также повышает жесткость каркаса. Все шпангоуты "Снаряжения" имеют одинаковое строение и различаются только по размеру и форме. Шпангоуты выполнены из профиля прямоугольного сечения. Шпангоуты вертикальных стоек не имеют. Форма шпангоута - шестиугольная, без закруглений. Все кницы выполнены из алюминия и крепятся к ветвям шпангоута на двух болтах М3 (гайки одиночные, без контргаек). Трубка продольного набора просто вставляется узкой частью в отверстие кницы и прижимаются с другой стороны следующей трубкой набора. Несмотря на внешний хрупкий вид, алюминиевые кницы достаточно надежны (это проверено на собственном опыте), при нагрузке они гнутся, но сломать их непросто. Сборка каркаса производится последовательно, от носовой части до линии стыковки носового и кормового наборов каркаса. Сборка производится строго стандартно - трубки продольного набора вставляются в отверстия книц шпангоута, затем надеваются трубки следующего ряда, затем - еще один шпангоут, снова трубки, снова шпангоута и т.д. Стыковка носовой и кормовой сборок каркаса производится путем последовательного смыкания трубок продольного набора и надевания на них фиксирующих муфт. Муфты выполнены из желтого металла (латунь?). Некоторые трубки в местах стыковки усилены вставками, выточенными на токарном станке из дюралюминия - они значительно облегчают стыковку. В остальных трубках сделаны дюралюминиевые язычки, позволяющие состыковать трубки. Как уже говорилось ранее, при первой сборке байдарки один из таких язычков провалился внутрь трубки, хотя никакой запредельной нагрузки к нему не прикладывалось. Язычок крепится внутри трубки путем накернивания (трубка продольного набора проминается под ударами керна и зажимает находящуюся внутри трубку с язычком). Видимо, такой способ крепления язычков нельзя назвать полностью надежным. Производителю стоит либо четче контролировать глубину накернивания, либо придумать какой-либо другой способ фиксации язычков. Не очень надежно крепятся верхние мидельвейсы. Они просто вставляются крючками в пазы. В результате, при испытаниях в пороге после оверкиля и выполнения спасработ мы заметили, что один из миделей выпал и утонул. Наиболее ответственные места каркаса "Снаряжения" (вроде вилок кильсона) укреплены точеными вставками из дюралюминия. Безусловно, включение мощных точеных деталей в каркас резко повышает надежность усиливаемого узла. Однако не стоит забывать и о возрастающем весе. Мы уже раньше говорили о достаточно странном элементе конструкции - не высверленном изнутри цилиндре вилки кильсона. По нашему мнению, в каркасе байдарки таких цельных деталей быть не должно, их нужно вытачивать изнутри или изготавливать из дюралюминиевой трубки - это позволит экономить вес. И последнее - одной из "фишек" байдарки "Снаряжение" является возможность вставлять трубки продольного набора при разборке лодки друг в друга. Это позволяет уменьшить размеры упаковки байдарки.
 Алюминиевая кница байдарки "Снаряжение" |
 Вилки кильсона выточены из дюралюминия на токарном станке |
 Внутри вилки кильсона нет проточки - это повышает вес соединения |
 На переднем плане - упакованный набор байдарки "Снаряжение", в середине - кильсон "Свири", последний - набор "Маринки". Хорошо видно соотношение длин |
 Носовая сборка каркаса байдарки "Снаряжение" |
 Кормовая сборка каркаса байдарки "Снаряжение" |
 Вид грузового отсека байдарки изнутри. Видны двойной кильсон, нижний мидельвейс, два пояса стрингеров, привальные брусья и фальшборта |
 Внутренний вид кормы байдарки |
 После того, как мы разобрали байдарку (аккуратно!), часть трубок изогнулась |
 Грузовой отсек байдарки в открытом виде |
"Свирь" и "Вьюн" Каркас байдарок "Тритона" за последний год претерпел значительные изменения. Общая схема построения каркаса осталась прежней - шесть шпангоутов, кильсон из двух труб с поперечными опорами, один пояс стрингера, привальный брус, фальшборт, верхний мидельвейс. Однако, обращают на себя и нововведения: кницы изготовлены из другого пластика, изменилась форма многих книц, изменилась форма шпангоутов, использована другая схема крепления стрингеров к носовой и кормовой сборке. Безусловно, каркас изменился в лучшую сторону. Но начнем по порядку. Шпангоуты имеют округлые очертания, каждый состоит из двух трубок (верхней и нижней), фиксирующихся друг к другу посредство мощной пластиковой кницы привального бруса. Кница имеет ребра жесткости и выполнена из черного пластика, обладающего большей эластичностью и большей прочностью по сравнению с ранее использовавшимися вариантами. Кницы стрингера крепятся на нижней дуге шпангоута, кницы фальшборта и мидельвейса - на верхней. Способ крепления книц одинаков - они жестко фиксированы к трубкам шпангоута двумя алюминиевыми заклепками. При поломке книц заклепки приходится стачивать и крепить запасные кницы на винтах. Качество исполнения книц повысилось - теперь видна фабричная работа, стало меньше заусенцев и потеков материала. Вместе с тем, остался на месте один из наиболее значительных недостатков пластиковых книц от "Тритона" - при сборке байдарки трубки продольного набора постоянно вылетают из книц стрингера и привального бруса на 2-м и 4-м шпангоуте (а зачастую - и на 1-м и 6-м шпангоуте). Приходится во время сборки укреплять соединение кницы с трубкой несколькими турами скотча или стропы (ремня), что приводит к увеличению сборки байдарки, требует наличия скотча или другого материала для фиксации, да и просто раздражает. Видимо, избавиться от этого недостатка "Тритону" удастся, только радикально изменив конструкцию указанных книц. Что характерно, фальшборт тритоновских байдарок практически никогда из своих книц не вылетает. Кницы фальшборта имеют длинные выступающие изогнутые "щечки", надежно удерживающие трубку на месте. Можно сказать, что форма этих книц близка к совершенству. В новом варианте байдарки была исправлена одна из наиболее часто упоминаемых проблем байдарок от "Тритона" - ненадежный узел крепления шпангоутов к кильсону. Если раньше пользователи байдарок часто встречались с переломом П-образной рамки, расположенной на шпангоуте, при замыкании ее с крючком кильсона, то теперь ситуация решена просто изящно (можно только поаплодировать конструкторам "Тритона" за такое красивое решение) - крючок кильсона сделан короче и массивнее, отверстие в П-образной рамке полностью заделано пластиком. В конструкции узла полностью исчезли ненадежные детали, теперь в нем просто нечему ломаться (если, конечно, пластик окажется действительно крепким). Среди изменений формы байдарок обратили на себя внимание два: увеличение объема носовой части "Свири" благодаря изогнутой верхней ветви 2-го шпангоута (теперь форма этого шпангоута стала очень похожа на форму шпангоута "Вьюна") и уплощение кормы "Вьюна" (исчез характерный "горб" заднего мидельвейса). Видимо, все эти нововведения направлены на улучшение поведения лодки на бурной воде - большой объем носовой части байдарки позволит ей не зарываться глубоко носом при падении в слив, а вот по поводу уплощения кормы говорят, что это сделает лодку более маневренной… так это или иначе - сейчас дать однозначный ответ трудно. Необходимо время, чтобы решить что лучше - плоская корма или корма с верхней гранью. Осталась неизменной система стыковки трубок продольного набора - при вставке друг в друга трубки фиксируются пружинными "пуговками", а в середине байдарки стыковка трубок производится замыканием Г-образных "щечек", на которые потом надевается фиксирующая муфта. Стыковка срединных трубок продольного набора часто критикуется - именно на этом моменте сборки байдарки многие тратят время и силы, пытаясь сначала состыковать "щечки" между собой (для этого необходимо выставить их под одинаковым углом), а потом - выровнять трубку продольного набора и надеть на место стыковки муфту. Вместе с тем, подобная схема стыковки имеет под собой разумную основу: при такой стыковке исключается "игра" каркаса при растягивающих нагрузках. Именно поэтому, видимо, способ соединения трубок остается неизменным в разных моделях тритоновских байдарок. Обращает на себя внимание большой диаметр трубок каркаса у "Свири" и "Вьюна", при этом стенки трубок достаточно тонкие. Видимо, тонкие стенки каркаса позволяют экономить вес байдарки, который увеличивается за счет пластиковых деталей и массивной оболочки с протекторами. Однако мне приходилось неоднократно наблюдать разорванные подобно бумаге трубки тритоновских каркасов. Позволю высказать свое субъективное мнение - слабость трубок каркаса сейчас является одним из основных недостатков байдарок "Тритона". При активной эксплуатации байдарки часть деталей приходится менять ежегодно - гнутся стрингера, заминаются и гнутся трубки кильсона. Понятно, что нельзя увеличивать вес байдарки бесконечно, но, возможно, есть способ сделать каркас прочнее, не прибегая к увеличению веса (например, используя другие сплавы)?
 Кница крепления привального бруса |
 Кница крепления фальшборта |
 Носовая сборка байдарки "Свирь" |
 Кормовая сборка байдарки "Свирь" |
 Новый способ крепления стрингеров к штевню |
 Новая форма второго шпангоута (верхняя дуга приобрела угол, как у байдарки "Вьюн") |
 Нос байдарки, вид изнутри. Видны кницы крепления стрингеров |
 Корма байдарки. Видны кницы крепления стрингеров |
 Грузовой отсек байдарки "Свирь". Видны поддувные баллоны, карманы для подтяжки шкуры к фальшборту |
Подводя итог обзору каркасов следует сказать, что сравнивать байдарки по этому параметру очень сложно - слишком значительны различия в конструкции лодок. Каждая байдарка имеет свои преимущества и недостатки: - у каркаса "Маринки" детали имеют запредельную длину, зато сборка лодки проходит быстро и без лишних усилий; - каркас "Снаряжения" может испугать новичка обилием почти одинаковых коротких трубочек, зато при использовании каркас будет радовать прочностью конструкции, надежностью книц и компактной упаковкой; - каркас "Свири" и "Вьюна" часто раздражает необходимостью применять скотч для укрепления трубок в кницах при сборке и пугать кажущейся ненадежностью пластиковых книц, однако достигаемые при такой сборке байдарки обводы положительно отразятся на ходовых характеристиках лодки.
|
 |
|

|
Покупаем, продаем
|

|
Продам

Куплю байдарку от акваграфики.
| 31.07.2021 |
Куплю байдарку Бродяга, Большой Бродяга или другую от Акваграфики |

Байдарка Салют -2 комплектная 13500
| 03.07.2021 |
Байдарка Салют -2 комплектная без весел |

Байдарка Нептун Т-100, ПВХ, Польша
| 08.05.2021 |
Комплектная (весла, шверты, мачта, паруса, чехол, тачанка для переноски, ремкомплект). Один недостаток - пропускаю баллоны (они заменяемые). Цена 30000 |

Каркас байдарки Таймень-3 37500
| 03.05.2021 |
Каркас байдарки Таймень-3 СССР комплектный |
 Куплю

Куплю байдарку Форель2
| 15.05.2022 |
Куплю байдарку Форель2 |

- Хочешь купить? - Купи.
- Хочешь продать? - Продай.
- Смело, Товарищ, жми!
- Объявление даЙ!
|
|

|

|
|